Эта история началась в Орджоникидзе. С некоторыми приключениями, включая пожар в вагоне электрички, мы добрались сюда накануне. Неудачно попытались уехать в Казбеги. Автобус вернулся из-за аварии на половине пути. Всё время лил дождь, причём нас «обнадёжили», сказав, что так продолжается уже два месяца. В итоге мы устроились на ночлег в общежитии КЭЧ ( Кирова, 2), возле памятника К. Хетагурову.

3 августа 1988 г.

Поутру нас разбудило радио. Наскоро покушав, мы рысцой двинули на автобус в Казбеги. Разумеется, опоздали. Мы сидели на остановке и писали письма. Ждать надо было долго, до 11 часов. Сходили в ЦУМ. Игорёк купил себе кулёк-накидку.
В час дня мы приехали в Казбеги.

Кавках-1988. с. Казбеги.

с. Казбеги.

Шёл дождь. Было мерзко и сыро. Выгрузившись на повороте мы переоделись и, пока я, изрыгая проклятия, возился с кинокамерой, Игорь сбегал кинул письма.

Кавказ-1988. с. Казбеги.

Только что выгрузились из автобуса.

И наконец-то мы тронулась в путь. Естественно, у Игорька сразу же начались непонятки с рюкзаком. Затем он накидкой влез в навоз.
Не торопясь, равномерно шагая, к пяти часам мы выползли на последний поворот. Но тут нам встретились туристы-москвичи и мы решили, что на сегодня хватит. Под вечер подвезли немцев, и еще долго со стороны москвичей раздавались актуальные (популярные) слова «Горбачёв», «перестройка»…
Отчаянно плюясь, мы «раздавили» мерзавчик со спиртом.

4 августа 1988 г.

Кавказ-1988. Вид на Казбек.

Утро. Наша палатка и немцы.

С утра пытались «давить на массу». Мешали немцы и москвичи. Шумно собравшись, немцы ушли. Часов в десять. Москвичи — часов в одиннадцать. Мы собирались не торопясь.
Уже и болгары прошли, а мы всё собирались…
Дошли до монастыря.

Похолодало. Имеем две тропы. Одна идёт вверх, а другая тоже вверх, но ниже.    Решаем идти по нижней тропе. Это было роковое решение. Идти надо было по гребню, а мы, спускаясь все ниже и ниже, запёрлись в тупик, в какие-то коровьи заросли. Игорь предложил вернуться, а я — лезть вверх напролом. Грубая сила и хамство победили. И мы ровно час и двадцать минут пёрлись по «непроходимым» зарослям рододендронов и еще какой-то гадости. И склон крут и сыро, скользко и т. д. Коронкой перед выходом на гребень стал крутяк из мокрых рододендронов. Идти дальше сил не было. Накинулись полиэтиленом и, не взирая на моросящий дождь, сели обедать.
Самое гадкое началось после обеда. Мы начали потихоньку выдыхаться. И жутко хотелось пить. Воды по дороге мы не встретили, а та, что была — закончилась.
Наконец гребень кончается. Слава богу! Теперь вниз, в долинку. Добегаем до первого ручья и пьём, пьём. пьём. Сначала воду, потом опять воду, потом воду с извращениями.

[spoiler effect=»simple»]Решаем стать здесь же, возле камня. Ставим чай и опять пьем.
Стемнело. Я показываю Игорю Северную Корону. Лопаем пшённую кашу с салом и ложимся.
Ночью ловим зузман.

5 августа 1988 г.

И вот наступил следующий день. После ночного колотунчика досыпали. Затем неспеша начинали собираться.
Опять находим у себя в рюкзаках «лишние» вещи. Оставляем их в очередной заброске. С удивлением обнаруживаем, что здесь тоже перебои с водой. Воды в источнике нет. Только поднявшись выше, видим, что вода замёрзла.
Впрягаемся и вперед. Дальше были нудные хождения по моренам. Спуск, подъем, опять спуск. Нашли чью-то синюю палатку без хозяев.
Наконец выходим на ледник и, уже без приключений, взбираемся на метеостанцию. Сооружение явно довоенной постройки с какими-то казематами.

Неспеша обедаем (?). День на исходе. Неустойчивая ясная погода пока держится. Уже второй день. С учётом предыдущих месяцев наверное это слишком много. От метеостанции до перевала 3-4 часа и еще столько же до вершины. Решаем сегодня пройти как можно дальше. Наскоро перекусив и выпив чайку, двинули дальше по лошадиной тропе, выбитой альпинистами. Через час останавливаемся. Солнце зашло и пора думать о ночлеге. Я предлагаю пройти чуть дальше. Идём. Камни со снегом. Игорьку это не нравится, и он тянет меня назад. Порычав, соглашаюсь. Опять идём. Через 100 метров, гавкая друг на друга, начинаю ставить палатку на таких же камнях со снегом. Игорёк в это время кочегарит примус.
Примус брыкается и капризничает. А может ему просто не хватает кислорода?
Перебившись жиденьким чаем и полусырой гречневой кашей (о большем желать не приходится, вода явно не 100 градусов), предпринимаем попытку лечь спать, осознавая, что спать вряд ли придется.
А тем временем термометр вползает в глубокий минус..

Кавказ-1988. Ночёвки 4000 м.

Здесь мы ночевали (ок. 4000 м)

6 августа 1988 г.

Сказать, что мы спали эту ночь, было бы преувеличением. Я бы даже сказал, диким вымыслом.
В 12 часов ночи мимо протопали двое. Удивительно! Наверное на Казбек… Ветра практически нет. Звёздочки. А тем временем в палатку тихо и незаметно закрадывается дубняк. И даже сожжённый кубик сухого спирта не даёт эффекта. Ужасно мерзко и противно. Дуба не ловим, но холодно, неприятно. Сон не идет. Следуют погружения и всплытия.
В конце концов, мне всё это надоедает. Тем более вызывает подозрение, что ещё несколько двоек прошли на ледник. Может пора? Я вылажу из палатки. Только начал двигаться и уже не холодно. Хорошая пуховка у меня, однако. Засыпаю манку в воду. Про воду история отдельная. Вечером 5 августа мы её не нашли и топили из снега. А тут ночью, в палатке, мы услышали ручеёк, и когда я встал то, разумеется, нашёл его.
Через 1,5 часа я понял, что манку мы есть не будем. Она не разваривалась. Даже учитывая моё дикое желание. Игорь уже не спал. Он застыл. С его согласия я кашу вылил.
Наконец он вылез. Светало. Мы наскоро перекусили парочкой консервов-пюре. Запили разведённой сгущёнкой. Затем упаковались в два моих рюкзака — самое необходимое – всё остальное в станок и…
Историческая минута — 5 ч 56 мин.
Мы вышли. Светало. Фирн был плотным, и шлось легко. И вот мы вышли собственно на ледник. Снег держал хорошо, мосты крепкие. Поэтому пошли без связок. Правда, в одном месте все-таки связались. Слишком далеко ушли от центра…

Пока шли, где-то сбоку возвращались немцы. Довольные как слоны.
На перевал вышли, когда солнце уже светило хорошо. И вот так, постепенно, траверсом на восток, стали подниматься вверх. Все ниже уходило Казбекское плато, перевал… А из-за хребта Барт-Корт показались клубы дыма вдалеке, что указывало на присутствие г. Орджоникидзе. Впереди нас, примерно в получасе ходьбы была видна двойка.
Со стороны казалось, что подъем довольно пологий и было странно, что идущие впереди и (затем) спускающиеся, так медленно ползут.
Чем выше мы поднимались, тем хреновее становилось Игорьку. Ему, по-моему, уже ничего не хотелось.
Вот сверху спускается чья-то группа из 4 человек. Видно им здорово всё надоело и они на задницах весело съезжают вниз на плато. Перед этим встретили двух москвичей, поинтересовались, далеко ли?
И вот мы вылазим на перемычку после крутоватого участка. Метет интересная позёмка (?), которая сразу же старается замести следы. Вылазим по очереди. Игорёк чуть отстаёт.
ОТДЫХИВАЮСЬ я, отпыхивается после прихода он.
Все-таки 5000 м…  Мне, на удивление, весьма недурно.
Посидели, выпили водички (точнее, молоко сгущенное, разведённое, налитое еще в лагере). Связываемся. Одеваем кошки. Крутовато там.
В это время сверху начинают «сыпаться», как снег на голову, сначала болгары, затем четверо москвичей.

Посидели еще чуток и вперед. Становится все круче. Склон минут через 15-20 начинает выхолаживаться и… Вершина!!! 12.30 Изумительная панорама! На востоке чуть облака, а вокруг ясно. Виден Эльбрус. Совсем рядом пролетел самолет… Странно, но тура нет. Пристраховались, осмотрелись. Нет и всё. Затем я начал фотографировать. Фотоаппарат слегка замёрз, но это меня не остановило. Игорёк какой-то отмороженный.

Кавказ-1988. Казбек. Валера.

г. Казбек. Валера. То есть — я.

И тут я вижу, что крышка фотоаппарата не закрыта плотно! Сломался замок. Зубами отгрызаю у Игорька от рукавиц резинку и привязываю крышку. Авось не вся плёнка засветилась.

Кавказ-1988. Казбек. Игорь.

г. Казбек. Игорь.

Всё, теперь быстро вниз. Уже середина дня, снег раскисает. Идти трудно. Ноги проваливаются.
Так, без приключений, добежали до перевала. Здесь развязались, я стал спаковываться, а Игорька послал вперед. Оказалось, что каска и кошки в рюкзак уже не влазят. И вот я, с ледорубом в одной руке, с каской в другой, иду (точнее, бреду) по леднику. Идти трудно, ноги проваливаются. Иногда аж дух захватывает. Всё-таки закрытый ледник… Кое-как по следам (чьим?) выбрался куда надо, к отрогу Казбека. А сыпет там!.. Я сидел смотрел минут 15. А камни все летели, летели… Ну вот я и дошел. Игорь так рванул с перевала, что догнал его я только за ледником , на камнях. Ожил!.. Он здесь уже минут 10. Раздеваемся, распаковываемся, сушимся в лучах заходящего солнца… Только здесь обращаем внимание на свои обгоревшие физиономии. Ну да ладно…
К вечеру спускаемся к метеостанции и ночуем там, в небольшой комнатке, увешанной старым снаряжением.
Ужинаем и забываемся…

Кавказ-1988. Вид на Эльбрус с Казбека.

Вид на Эльбрус с Казбека. Эльбрус справа.

Кавказ-1988. Гергетский ледник.

На Гергетском леднике.

7-10 августа 1988 г.

Можно сказать, что на этом наше восхождение и закончилось. Ещё день мы просидели на метеостанции. Наши физиономии опухли и начали облазить, губы потрескались. Выглядели мы страшновато. Поэтому день на станции и бутылка от метеоролога пошли нам на пользу. 8 августа сбежали вниз. Девятого ещё посидели внизу на полянке и десятого уехали.